Двигательный навык, созданный на основе механизма резаного поворота, позволяет горнолыжникам легко управлять
современными горными лыжами.
Для того чтобы механизм резаного поворота, о котором мы писали,
можно было превратить в двигательный навык и с его помощью управлять
лыжами, горнолыжникам надо научиться совершать ряд движений, следующих
одно за другим в определенной последовательности и через соответствующие
промежутки времени.
Этот двигательный навык не наша фантазия. Он заимствован у
лучших горнолыжников мира, которые его совершенствовали в течение очень
продолжительного времени.
Посмотрим, из каких же конкретных движений состоит
двигательный навык резаного поворота, с которым мы познакомились на
основании сделанных видеозаписей сильнейших горнолыжников.
Начнем с момента, когда горнолыжник, заканчивая очередной
поворот на нижней опорной лыже, увеличивает в последний момент давление
на ее внутренний кант и этим убыстряет свое движение по дуге.
Посмотрим, что делает его безопорная, верхняя нога. Она
сгибается в голеностопном и коленном суставах, в результате чего лыжа на
мгновение отрывается от снега. Затем, используя разгибание этой же ноги
в тазобедренном суставе, горнолыжник приближает стопу с лыжей к снегу и
отодвигает ее назад. Когда же лыжа приблизилась к снегу достаточно
близко, он нижнюю опорную ногу вновь быстро сгибает и лыжа безопорной
ноги касается снега.
В идеале, при постановке лыжи на снег, она должна оказаться уже закантованной, а дальше ее нужно кантовать еще сильнее.
Этому же часто мешает голень безопорной ноги. Чтобы избежать
этого надо либо безопорную ногу ставить дальше от опорной ноги, что
неминуемо приведет к более широкому ведению лыж, а это нежелательно.
Либо надо разгибая безопорную ногу в тазобедренном суставе, колено этой
ноги также отвести внутрь поворота настолько, чтобы голень ее стала
параллельной голени опорной ноги, а лыжа оказалась в той же плоскости,
что и противоположная лыжа.
Это позволит лыжу, на которую опирается в данный момент
горнолыжник, при необходимости закантовать еще сильнее, а центр тяжести
еще более сместить внутрь.
При сгибании опорной ноги давление на опорную лыжу
уменьшается. От этого лыжа начинает проскальзывать. Поворот на ней
перестает быть резаным. И это хоть и нежелательно, но неизбежно. В то же
время горнолыжнику при переносе веса на верхнюю лыжу необходимо
оказаться на сильно согнутой в коленном и голеностопном суставах ноге.
Для этого будущую опорную ногу при постановке лыжи на снег
надо дополнительно согнуть в коленном и голеностопном суставах и как бы
припасть на пока еще безопорную верхнюю ногу. После этого вывести сильно
согнутое колено внутрь поворота и этим закантовать лыжу, а затем начать
разгибать ногу.
Давление от этого на лыжу увеличится. Лыжа прогнется, станет
кривой и без дополнительных усилий начнет поворачивать. Это приведет к
образованию центробежной силы, которая будет стремиться опрокинуть
горнолыжника наружу поворота. Чтобы противостоять ей, горнолыжник,
опираясь на врезанный в твердый снег или лед кант, начинает разгибать
опорную ногу и смещать центр тяжести внутрь поворота. Затем наступает
момент, когда центробежную силу уравновешивает центростремительная.
Опорная нога перестает разгибаться и смещать общий центр тяжести внутрь.
Наступает статическое равновесие, при котором центробежная сила будет
нейтрализована.
Наружная нога, опираясь на врезанный в лед кант, теперь
сопротивляется центробежной силе, не разгибаясь. Она оказывает ей
сопротивление, находясь в статическом положении. Этого оказывается
достаточно, чтобы сохранить давление на внешнюю лыжу, которая остается
прогнутой, а кант - врезанным в снег, что делает возможным продолжение
резаного поворота.
Наконец дуга, по которой двигается горнолыжник, приближается к
своей конечной цели и у последнего появляется необходимость закончить
предыдущий поворот и начать новый в другую сторону.
Для этого горнолыжнику необходимо в конце поворота более
энергично и мощно разогнуть опорную ногу в коленном и голеностопном
суставах. От этого масса горнолыжника получит дополнительное ускорение.
Затем нога вновь снова быстро сгибается, а остатки
центробежной силы возвращают туловище из наклона внутрь в вертикальное
положение. Это мгновение и будет самым благоприятным моментом для начала
нового поворота.
Весь цикл движений начнет повторяться, но теперь на другой ноге и в другую сторону.
И так мы попытались познакомить Вас с полным циклом движений, которые входят в двигательный навык одного резаного поворота.
К изложенному хотелось бы добавить что: "В каждом двигательном
навыке есть очень важные, входящие в него движения, без которых навык
просто не мог бы нормально существовать, и есть второстепенные, без
которых он чуть хуже, но существует.
Некоторые ключевые движения, входящие
в двигательный навык резаного поворота.
Сейчас я попробую обратить Ваше внимание на одно ключевое движение и попытаюсь объяснить, почему это движение ключевое.
Вернусь к журналу "Лыжный спорт", № 17, стр.47. Здесь Грег
Гуршман рассказывает о том, как под Ленинградом, в Коробицыно проходили
студенческие соревнования горнолыжников и одному из участников удалось
выиграть эти соревнования, проходившие на ледяной трассе. Выступал
горнолыжник на совершенно негодных лыжах с абсолютно тупыми кантами. У
его соперников были современные лыжи, канты которых были хорошо наточены
Комментируя эти события, Гуршман подчеркивал, что важен не
только хороший инвентарь, но и в не меньшей степени умение горнолыжника
управлять им.
К сожалению, он не обмолвился о том, каким образом
горнолыжнику удалось осуществить это. Меня там не было, но готов дать
руку на отсечение, что все изложенное им действительно имело место.
Почему я в этом уверен? Да потому, что со мной когда-то произошло нечто
похожее.
В 1968 году мой ученик Виктор Беляков оказался в сборной
команде СССР и должен был выступать на Зимних Олимпийских Играх в
Гренобле. Как это часто случалось с горнолыжниками, тренер сборной Кабин
Ю.И. был направлен один с командой в которой были мужчины и женщины.
Поэтому профсоюзы предложили мне поехать с туристской группой,
выезжавшей на Олимпиаду, и помочь своему ученику и Кабину Ю.И.
Предложение было сделано весьма неожиданно. Времени до отъезда
оставалось в обрез. Надо было срочно оформить все необходимые
формальности. Я еле успел собрать рюкзак, запихнуть в него горнолыжные
ботинки, связать лыжи и в путь.
Первым у горнолыжников был скоростной спуск, надо было помочь
Белякову разобраться с трассой скоростного спуска и наметить план -
действий на ней. Поэтому лыжи я взял для скоростного спуска,
металлические "Кестле", размером 2 м 20 см, изрядно потрепанные на
каменистых чегетских трассах, с совершенно забитыми и давно не точеными
кантами. Туристская группа, а с нею и я, прибыли в Гренобль с
опозданием. Разместили нас в Сант-Эгреве, довольно далеко от Шамруса,
месте проведения соревнований по горным лыжам. Очень много времени
уходило на переезды, и я никак не мог выкроить время для того, чтобы
наточить канты у собственных лыж.
В скоростном спуске я успел только к "Нон-стопу".
Следующим в программе был слалом. Здесь моя задача была
значительно проще: привозить со старта на финиш теплую одежду команды.
На трассе слалома в Шамрусе был очень жесткий лед. Мои
спусковые лыжи с тупыми кантами не держали и ехали больше юзом, чем по
дуге. Я проклинал себя за то, что взял только спусковые лыжи, да еще с
тупыми кантами, но изменить уже ничего не мог. Увешанный одеждой
участников я готовился спуститься в очередной раз к финишу.
Впереди меня готовились сделать то же самое два немецких
спортсмена, так же как и я увешанные куртками. Понимая, что и этот мой
спуск станет копией спусков неумелого "чайника", я не поехал первым, а
пропустил немцев вперед и последовал за ними… Вдруг, через несколько
поворотов, я почувствовал, что давно не точеные лыжи стали острыми, а я -
хорошим лыжником, легко спускающимся по крутой и жесткой трассе
слалома. Но вот и финиш. Останавливаюсь сзади немцев и пытаюсь понять,
почему так хорошо в этом спуске держали мои лыжи и так легко было мне
спускаться.
Половина ответа на этот вопрос сразу была найдена. Я ехал
сзади немцев и повторял их движения. Вторая половина вопроса - что
делали немцы, а за ними и я, спускаясь по крутой и ледяной трассе, - в
то время так и осталась без ответа.
Я попробовал еще раз спуститься по той же трассе один. Ничего не вышло.
Прошло довольно много времени, а я все никак не мог вспомнить и
воспроизвести те ощущения, которые мне подарил спуск за немцами.
Попробовал это воспроизвести и вернувшись домой. Иногда получалось, но
потом все снова исчезало, и я, как и раньше, при езде по ледяным трассам
оставался беспомощным. И только значительно позже, когда я увлекся
монтированием горнолыжных видеофильмов об Олимпиадах и Кубке мира и по
много раз стал смотреть повороты спускающихся по трассе Стенмарка,
Жирардели, Томбы, Френи Шнейдер и других, постиг суть их движений и
понял, из чего состоят их двигательные навыки. А затем стал сам
пробовать спускаться резано без проскальзывания по льду, используя
подмеченную у "Великих" изюминку.
Для того чтобы эта изюминка стала Вам понятной, отвлекусь немного в сторону.
Чтобы лыжа не проскользнула, надо не только хорошо наточить ее канты, но закантовать лыжу и увеличить давление на кант.
Чем жестче снежный покров на трассе, больше скорость
горнолыжника и тупее кант, тем более четко и вовремя лыжа должна быть
поставлена на кант и сильнее должно быть осуществлено давление на нее.
От чего же это зависит?
а) Во-первых, от мощности разгибания опорной ноги в коленном суставе.
б) Во- вторых, от того, под каким углом будет находиться голень к
стопе, давящей на кант лыжи. Чем больше будет этот угол приближаться к
прямому, тем мощнее будет надавливать на кант нога и тем больше это
усилие будет направлено на врезание самого канта в лед.
Между тем кант должен быть очень быстро и сильно врезан в лед
уже в самом начале поворота, а для этого опорная лыжа при постановке ее
на снег должна оказаться в положении, когда общий центр тяжести окажется
над стопой горнолыжника. Или иначе говоря, перпендикуляр, опущенный из
общего центра тяжести горнолыжника, должен приходиться на середину стопы
горнолыжника. Только из этого положения горнолыжник и может наиболее
рационально и мощно врезать внешний кант опорной ноги в лед и легко
смещать общий центр тяжести внутрь поворота.
Но это всего лишь теоретически, а как это сделать практически?
Видеть смещение своего общего центра тяжести (ОЦТ) горнолыжник не
может, поэтому контролировать его перемещение зрительно он не в
состоянии. Контроль возможен только на основании двигательных ощущений.
Чтобы, переходя с одной опорной лыжи на другую автоматически и
точно сохранять проекцию центра тяжести над опорной стопой ,
горнолыжник должен проделывать ряд движений, о которых мы уже говорили,
описывая всю цепочку движений в двигательном навыке резаного поворота.
Я не буду вновь подробно рассказывать об этих очень важных для
точной постановки лыж на снег движениях, а лишь попрошу читателей
вернуться к тому, что уже было нами сказано по поводу того, что должна
делать безопорная внутренняя нога горнолыжника, превращаясь в опорную.
Однако позволю себе все таки повториться и скажу, что без отодвигания
безопорной ноги назад и приближения ее стопы с лыжей к снегу и
последующей закантовки , а также припадания на эту ногу, настоящий
резаный поворот, автоматически и без ошибок, сделать очень трудно.
Появление лыж новой геометрии привело к тому что
среди ряда тренеров и инструкторов появилось ошибочное понимание
некоторых движений в двигательном навыке "резаный поворот",
выполняемого сильнейшими горнолыжниками мира.
С появлением лыж, основанных на новой геометрии, мы часто стали
слышать от хороших и опытных и от плохих и малоопытных тренеров, что
теперь все лучшие горнолыжники мира делают повороты на двух, широко
поставленных опорных лыжах. Это неверно и является плодом плохой
наблюдательности тренеров, редким и плохим использованием замедленной
видеосъемки и неправильным пониманием биомеханики поворота. Горнолыжные
повороты сегодня протекают на более высокой скорости, поэтому более
скоротечны и молниеносны. Увидеть, что делают современные горнолыжники,
без видеосъемки стало трудней. В связи с этим что-либо правильно
заметить бывает нелегко.
Поворачивать, делая сразу две ноги опорными, в хорошем резаном
повороте невозможно, т.к. одновременно и в равной степени одинаково
прогнуть обе лыжи нельзя. В этом случае крутизна поворотов у обеих лыж
будет разная, а лыжи будут иметь тенденцию либо разъезжаться в разные
стороны, либо скрещиваться.
Хорошо поворачивать резано можно либо опираясь на одну внешнюю
лыжу, либо на одну внутреннюю. Исходя из анатомических особенностей
ноги человека, это удобней и точней делать на внешней ноге. В силу этого
большинство горнолыжников и используют внешнюю ногу. Внутренняя же нога
используется только иногда, в особых ситуациях. Определить же ногу,
которая становится опорной, зрительно - трудно, т.к. обе лыжи у многих
хороших современных горнолыжников касаются снега. Говорить же о широком
ведении лыж и вовсе не приходится, ибо на двух опорных ногах хорошие
горнолыжники оказываются крайне редко. Поэтому можно говорить о широком
ведении только внутренней лыжи по отношению к внешней или наоборот.
Причем на некрутых склонах широкое ведение лыж может мешать горнолыжнику
лишь тем, что будет увеличивать время перехода его с одной опорной лыжи
на другую, ибо при широком ведении лыж, для переноса ОЦТ с одной лыжи
на другую требуется преодолеть более длинный путь. А вот, на крутых
склонах, когда горнолыжнику приходится еще и перемещать ОЦТ на большую
высоту, он часто не успевает вовремя надавить на лыжу, прогнуть ее и
начать поворот и вынужден отрывать обе лыжи от снега и вращать их в
воздухе. При таком повороте кант не врезается в снег, лыжи
проскальзывают и разогнать их при движении по дуге невозможно.
Выдвижение же верхней лыжи вперед невыгодно и опасно, т.к.
опора на выдвинутую вперед внутреннюю лыжу часто приводит к падению. А
при переходе в следующий поворот на крутом склоне лыжа часто уходит
из-под горнолыжника, и это может приводить к нарушению равновесия.
Как видите, езда на двух опорных лыжах и широкое ведение лыж
не только не выгодны, но и могут приводить к неприятным последствиям.
Наличие этих особенностей у горнолыжников вовсе не говорит о новом более
современном их мастерстве, а свидетельствует о том, что данный
спортсмен не сумел приспособиться к новому инвентарю или новым условиям,
что в конечном счете привело его не к совершенству, а к ошибкам. Кстати
сказать, заметней всегда ошибки, совершенное же движение в глаза не
бросается, на то оно и совершенное, и мы из-за этого часто путаем ошибки
и достоинства.
Впрочем, мы уверены, что все, о чем мы упоминали выше, будет
преодолено. Хорошие горнолыжники приспособятся к новому и все, что они
будут делать на лыжах, станет снова совершенным.
Того же, кто не успеет это сделать, но будет продолжать соревноваться, спорт все равно выкинет на обочину.