Название этому месту – Горная Шория, а в
простонародье – Шерегеш. Находится оно в южной части Кемеровской
области. Преобладают в этой области отроги Кузнецкого Алатау и южного
Салаира. В общем, ищите на карте Сибирь. Из крупных городов с
аэропортами самый близкий – Новокузнецк (около 230 км). Подальше –
Кемеров (420 км) и Новосибирск (около 600 км). Билеты на самолёт стоят
от 6000 до 9500 руб. (туда-обратно). Почти что вся территория покрыта
непроходимой тайгой, а людей, если поискать, человек пять на квадратный
километр найдется.
Вот в такой загадочный край я и отправился с группой
товарищей на первый снег. Вылет из Москвы – около десяти вечера. Четыре
часа полёта – и около шести утра по местному времени (разница во времени
4 часа) мы приземляемся в Новокузнецке. Сразу становится понятно, что
снега много и он до лета не растает. В течение часа получаем багаж и на
пойманном тут же у выхода из аэропорта такси за 1500 руб. с машины
выдвигаемся в сторону посёлка Шерегеш.
Имейте в виду, что мороз может быть нешуточный (минус
20-25 по Цельсию с ветром легко). Мы утеплялись ещё в Москве по полной
программе.
Около трёх часов в пути, и заветный край
встречает нас стометровым небоскрёбом без окон (постройка относится к
руднику и называется копёр) и горами. Они не такие высокие, как Кавказ,
но зато полностью покрыты лесом и СНЕГООМ.
Посёлок образовался после того, как в этих
окресностях довольно давно нашли железную руду. Появилась и стала
разрастаться шахта, а вместе с ней и город. В данный момент количество
жителей перевалило за 30 тысяч. Здесь много кирпичных пятиэтажек.
Встречаются и более древние двух-трехэтажные постройки. Если вы в первый
раз в этих краях, стоит попросить водителя отвезти вас в центр городка
или остановиться около любого магазина. Там без труда удастся найти
жильё в частном секторе,что мы и сделали.
Двухкомнатная квартира обойдётся в 600 рублей в день.
Селиться можно и в гостиницах, и даже прямо под горой. Однако уютная
домашняя обстановка нам показалась более интересной и с финансовой, и с
житейской точки зрения.
Из мобильной связи в прошлом году работал только
Би-лайн. Как сейчас – не знаю. Несмотря на то, что в городе есть
отделение сбербанка, могут быть проблемы с обменом валюты, так что
деньги лучше привозить в рублях. Говорят, что сейчас вроде появился
банкомат.
Но хватит об этом. Теперь о катании. Быстро
разместившись и собрав снарягу, выходим на улицу, ловим местного
таксиста и на гору. От города до горы – километров пять. Стоит такси –
что-то около 50 рублей.
Минут семь пути – и вот оно счастье. Гора Зелёная
встречает нас свежевыпавшим за ночь снегом, работающими подъёмниками и
самое главное – малым количеством катающихся на горнолыжном комплексе
"Мустаг".
Подъёмники работают с 9 до 17. Гора Зелёная
возвышается над уровнем моря на высоте 1300 метров. Перепад высот – 600
метров. Максимальная длина трассы – 3000 метров. Сверху в лесу
прорублены две широкие просеки, которые объединяются в одну широченную и
достаточно протяжённую трассу. Ширина трасс – от 80 до 200 метров.
Уклон до сливания трасс – от 15 до 45 градусов (для справки – уклон в 60
градусов объективно воспринимается как вертикальная стенка, рядом с
которой можно только падать). После объединения склон выполаживается и
имеет уклон около 10 градусов, что оптимально для обучения. Эту часть
склона обслуживает отдельный бугельный подъёмник. Он удобен даже для
детей.
На верхушку можно попасть двумя способами: на
двукресельном "Доппельмаере" за 55-70 руб.(будни-выходные) или двумя
очередями нестыкующегося бугеля – (20-30 руб.) и (30-40 руб.)
соответственно. Чтобы попасть с одной очереди на другую, надо подняться
по довольно крутому склону – около 100 шагов. Вторая очередь
используется теми, кто зажигает по неподготовленной трассе или по лесу.
В этом году появилась ещё одна очередь кресельного подъёмника – параллельно верхней очереди канатки.
Начинается он ниже, как раз с пологого участка
трассы – 35-55 руб. Так же прорубили две дополнительные трассы.
Катального леса от этого поубавилось. Постепенно инфраструктура
комплекса разрастается. По поводу ратраков можно сказать следующее: их
целых два, оба в работоспособном состоянии, но ратрачится в основном
нижняя пологая часть склона. Я бывал в этих краях два года подряд в
начале декабря по две недели и при мне ратраки поднимались максимум
наполовину.
В общем, зажечь по трассе проблематично. Конечно, ледяных непробиваемых бугров нет, но здоровье заканчивается довольно быстро.
По этой причине все устремляют свои спускаемые
аппараты в окружающие трассы леса. Ради этого леса, нетронутой целины,
свежевыпавшего пушистого континентального снега стоит ехать сюда за
много тысяч километров. Старые ели все в снегу от недавнего снегопада,
следы мелкого зверья и тех, кто успел спуститься здесь перед вами – всё
это в конце ноября. В общем, фантастика.
Кресло с самого низа поднимается около 15 минут. В
это время на улице бывает -30 и сильно дует. Реально можно подмёрзнуть.
Впрочем, за счёт резкоконтинентального климата даже такой мороз легко
переносится. Специально для таких случаев наверху имеется несколько
кафешек и злобная собачка, которая особенно любит гоняться за
подъезжающими сноубордистами. Впрочем, до реальной покуски дело не
доходит (ну нравится ей пугать неподготовленных райдеров). Меня она,
впрочем, вспомнила и через год. Дождалась, когда сильно мело и народу
практически не было. Пыталась атаковать, когда я уже пристегнулся и
разгонялся по пологой верхушке. Ни фига не догнала. За это я её в
следующий раз потретировал.Зверь был в бешенстве :).
Подумайте о защите верхней части тела (руки,тулвище,голова).
Лес достаточно беспорядочный: ёлки сменяются
тонкими деревцами и кустарником. Иногда приходится в поисках ещё
нетронутой целины идти напролом, отбиваясь от веток, стучащих по шлему и
маске. Тут стоит упомянуть об одной особенности горы. Если при спуске
слишком забрать вправо и увлечься, можно не заметить дороги, идущей
вокруг горы и выводящей к самому низу. Её специально расчищает ратрак и,
если проскочить эту спасительную трассу, вскоре гора пойдет на
выполаживание, а затем вам представится возможность почувствовать себя
первопроходцем таёжных далей. Заблудиться не получится (за спиной гора, с
трёх сторон дороги), но придётся пробираться, проваливаясь в лучшем
случае по пояс. В общем, много времени потеряете. Я два раза жадничал и
потом долго выбирался к раскатанным дорогам.
В непосредственной близости от Зелёной находится ещё
не оборудованная подъёмниками гора Мустаг (если стоять наверху и
смотреть на долину, она слева). Добраться до нетронутых склонов можно
либо на снегоходах, либо пешком. Идти – около часа. Лучше поначалу
воспользоваться услугами инструктора, чтобы не заплутать. Хотя бы раз
стоит туда попасть. Ты оказываешься словно в другом мире – мире камня,
причудливо задутого снега и кривых редких деревьев. Неземной пейзаж.
Есть прокат и ремонт оборудования, для начинающих –
инструктор. И самое приятное – сибиряки, крайне приветливые люди. Я не
слышал, чтобы там возникали какие-либо конфликтные ситуации. В общем,
отдыхаешь душой и телом.
После насыщенного дня на горе можно пообедать под
горой в кафе и вернуться в город на попутной машине. Обязательно
пройдитесь хоть разок пешком до города. Почувствуйте настоящую,
практически нетронутую природу, полюбуйтесь горой в лучах заходящего
солнца, послушайте тишину тайги. Ощущения, полученные в этих местах,
сложно найти где-либо ещё.
Вечером тут особо делать нечего, да и сил практически
нет. Приходишь, развешиваешь сушиться вещи, пьёшь чай у друзей в
соседней квартире и баеньки. А завтра снова расписывать в лесу пушистые
белые поляны и просеки.
Можно сходить попариться. Найдите баню, в которой
есть бассейн с проточной ледяной водой, и после парилки окунитесь в
него. Особенно полезно это делать после первых дней катания, когда мышцы
забиты от перенапряжения. После бани всё как рукой снимет, да и
здоровья прибавится. Главное – не увлекаться.
Один день, как правило, похож на другой. В это время
может по ночам сыпать снег, а днём сверкать солнце. Впрочем, снегопады
бывают и днём. Тогда катаешься в сказочном лесу и, если остановишься, то
слышно, как шуршат снежинки и ломятся сквозь лес обалдевшие от счастья
бордеры и лыжники. В общем, это надо попробовать. На словах трудно
передать.
Улетать обратно – рано утром. Таким образом,
получается, что вы полноценно катаетесь в день приезда и день отъезда.
Выезд из Шерегеша – около двух часов ночи, в пять – в аэропорту, в семь –
самолёт и в восемь часов утра вы в Москве. Этот рассвет будет длится на
несколько часов дольше обычного: солнце будет вас догонять.
Об этом путешествии я помнил целый год и мне хотелось
вернуться сюда снова. В конце ноября. В следующем году. Напоследок хочу
сказать, что данные по ценам приблизительные. За год кое-что могло
измениться. На Новый год стоимость канаток и особенно жилья может
подняться раза в два. В прошлом году 12 декабря подъёмники не
справлялись, в очередях приходилось стоять по несколько часов. Возможно,
теперь, с появлением новых канаток ситуация изменится. Ну и последняя,
самая бодрящая новость: говорят, на ноябрьские праздники насыпало два
метра снега. Два метра! Понимаете!
Текст: Михаил Крюков (Крюгер). Фото автора.